Первая центральная электростанция Москвы

5 сентября 1895 года «Общество Электрического Освещения» получило от Московской городской управы концессию на электроснабжение Москвы сроком на 50 лет. Заключив договор с городскими властями, «Общество Электрического Освещения» приобрело участок земли между Раушской набережной и Са­довнической улицей. Под станционные здания (машинный зал, котельную и административный корпус) было отведено 0,35 га. Остальная площадь была занята под два служебных дома, материальный и кабельный склады, бункер двух нефтецистерн и двор с садом. За участок было заплачено 140 тысяч рублей.

14 июля 1896 года состоялась закладка новой центральной электрической станции. Место, на котором должны были начаться работы, ого­родили и украсили флагами. На площадку пригнали паровые локомобили для забивки свай. К часу дня паровые молоты, вес каждого из которых пре­вышал 60 пудов, начали свою работу, сваи миллиметр за миллиметром входили в землю. Все присутствующие были приглашены на обед. За столом завязалась оживленная беседа. Управляющий московским отделением «Общества Электрического Освещения» Альберт Георгиевич Бессон рассказал о том, как создавался проект станции, и о значении, которое она приобретет в будущем. «До сего времени, — сказал он,- „Общество Электрического Освещения“ давало электричество лишь 23 000 лампочек.


Новая же станция позволит уве­личить цифру эту цифру до 250 000». Академик архитектуры Николай Петрович Басин показал листы проекта и рассказал об архитек­турном стиле новой постройки. Большое оживление за столом вызвало выступление ин­женера А. И. Колосова, который в свое время проектировал электропроводку на Тверской. Невероятной казалась длина проводов, которые протянутся от новой станции по улицам Москвы- 1800 верст!

Ранним утром следующего дня на площадке появился Николай Васильевич Смирнов. Именно этому военному инженеру было поручено возглавить строительство Первой московской центральной электростанции. Станция строилась стремительными темпами: с утра до позд­ней ночи возводили здания, монтировали машины, прокла­дывали кабели.

Фундаменты машинного зала, самих машин и частично котельной были запроектированы свайными. При рассмотре­нии проекта возникло опасение, что сваи могут гнить, так как при высокой воде они должны намокать, а при низкой — высыхать. Опасения на первый взгляд казались обоснован­ными, но инженерная смекалка помогла Смирнову разбить доводы скептиков. Он обнаружил, что в выемке у берега Москва-реки находится очень много крепких, отлично сохранившихся бревен, составлявших в давние времена ряжевые стены набережной. Когда Смирнов стал выяснять причины столь долгой жизни бревен, то обнаружил, что грунт, в котором они находились, постоянно пропитан влагой. А так как они лежали на уровне более высоком, чем отметка головок свай, на ко­торых должно было стоять здание станции, то за долговеч­ность станции можно было не беспокоиться.

Через месяц после начала строительства возникло первое осложнение — прекратился подвоз бутового камня по Моск­ва-реке. В эти дни прорвало Бабьегородскую плотину, и ни­жележащие шлюзы на канале были размыты. Почти на месяц приостановилось возведение котельной. Трудности возникли и при прокладке кабеля через Москву-реку. Городская управа согласилась на использование для этой цели Москворецкого моста при условии, что кабели будут проложены под проезжей частью на изоляторах, а бли­жайшие деревянные части обобьют асбестом. Инженер Брюниг, руководивший электромонтажными ра­ботами, запретил вести работы под дождем и настаивал на том, чтобы выписать опытных паяльщиков из Берлина. Ра­боты были снова задержаны на несколько месяцев. Наконец, 28 апреля 1897 года авторитетная комиссия, в которую входили Н. В. Смирнов и архитектор И. П. Благовещенский, приняла строения для центральной электрической станции, а в ноябре состоялось торжественное открытие станции.

За два месяца до открытия Раушской электростанции в Москву из Петер­бурга приехал человек, имя которого с этого времени нераз­рывно связано с историей будущей ГЭС-1 — Роберт Эдуардович Классон. Старший техник московского отделения «Общества Электрического Освещения» — так называлась его первая должность в Моск­ве, сохранившаяся со времени возникновения Георгиевской станции, когда он был единствен­ным инженером, полностью осуществлявшим инженерно-техническое руководство.

Еще до переезда в Москву Роберт Эдуардович побывал на немецких заводах, чтобы договориться о приобретении для Раушской паровой машины вертикального типа. С первых же дней работы в «Обществе Электрического Освещения» Клас­сон завоевал большой авторитет и уважение маститых ино­странных инженеров. Сразу же после пуска электростанции в декабре 1897 го­да правление «Обществе Электрического Освещения» постановило передать заведование московскими станциями Р. Э. Классону и «воз­ложить на него ответственность за их правильное действие».

А ответственность была огромной. Ведь это был первый опыт перевода действующего электроснабжения целого го­рода на питание от нового источника по новым сетям.

Отчеты о потреблении энергии в те месяцы, графики на­грузки с многочисленными пояснениями к ним говорят о сложнейшей работе, проделанной Классоном. Сам он вспоминал:

«В ноябре работы были настолько закончены, что можно было открыть действие станции и постепенно пе­реводить абонентов со старой станции на новую; кого не успели переводить, тем давали бесплатно свечи, и трудный процесс перевода абонентов с одной кабельной сети на дру­гую продолжался всю зиму...».

Классон не только командует этим огромным фронтом работ, но умудряется найти время и для анализа эксплуата­ционных показателей новой станции. А показатели были неплохими: в 1898 году выработка электроэнергии увеличи­лась по сравнению с 1896 годом в два раза. Эти успехи были результатом применения трехфазного тока высокого напряжения и трансформации его у потребителей. Это позволило увеличить радиус электроснабжения до пяти километров. Электрическая сеть составляла 160 километров и более чем в три раза превосходила сеть Георгиевской станции.